Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослыхПатологии, связанные со сложным нарушением речи, которые возникают в результате повреждений нервной системы, в медицине носят название дизартрия. При данном заболевании наблюдается ограниченность двигательной активности речевой мускулатуры (язык, губы, небо).

Псевдобульбарная дизартрия наиболее широко встречается среди детей, страдающих ДЦП. Патология характеризуется нарушениями в области подкорково-ядерных путях, которые проходят от коры головного мозга к ядрам нервов (черепных).

Согласно статистике, 85% случаев проявления заболевания наблюдается у людей старше 50 лет, в результате ишемического инсульта мозга.

Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

До 90% псевдобульбарный паралич и, соответственно дизартрия, поражает женщин от 50 до 80 лет. Среди молодёжи данная патология встречается в результате перенесённых черепно-мозговых травм.

Причины и сопутствующие заболевания

Характерная черта патологии – это иннервация мышц речевого аппарата. Далее это может сопровождаться замедлением и даже остановкой прохождения нервных импульсов к соответствующим мышцам или их частичный паралич.

Учитывая, что в большинстве случаев заболевание носит врождённый характер, причины его связаны с вынашиванием малыша и его появлением на свет:

  • резус-конфликт;
  • тяжёлые роды;
  • асфиксия при рождении;
  • беременность, осложнённая токсикозом, гипоксией, недоношенностью.

Также актуальными причинами для развития псевдобульбарной дизартрии являются:

Возрастные особенности заболевания

Псевдобульбарная дизартрия ярко проявляется у детей разного возраста, причём, если вовремя обратиться за медицинской помощью, посредством правильной коррекции и лечебной работы высока вероятность того, что малыш будет нормально усваивать речь.

У детей при псевдобульбарной дизартрии наблюдаются следующие симптомы и проявления:

  • проблемы с сосательным рефлексом;
  • обильное слюновыделение;
  • подтекание молока во время кормления;
  • слабый крик младенца;
  • изменение моторики лица и организма;
  • рот ребёнка находится в открытом состоянии;Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых
  • процесс глотания изменён;
  • ребёнок совершает медленные движения губами и языком, в результате чего речь его затягивается и звучит чересчур плавно;
  • артикуляционный аппарат двигается очень слабо, мимику различить сложно, разговор тихий и неразборчивый;
  • в результате того, что мышцы быстро утомляются, у маленького пациента обильно выделяется слюна, нереальным для ребёнка есть надувание щёк, вытягивание дудочкой губ, задерживание языка в поднятом состоянии;
  • ребёнок может держать рот прикрытым при полном отсутствии мимики.

Симптоматика заболевания у взрослых схожа с детской, но имеет и свои особенности:

  • патологии речевой моторики;
  • невнятная речь;
  • нарушенное звукопроизношение;
  • замедленные движения в результате гипо-(гипер-)тонуса мышц;
  • ограниченность или невозможность совершения движений;
  • непроизвольные движения (тремор, гиперкинез);
  • артикуляционные движения не точны, что ведёт к повторению артикуляционных поз;
  • гипертонус мышц всего тела;
  • слабый и короткий выдох;
  • проблемы с координацией движений;
  • гипертонус мышц грудной клетки;
  • ёмкость лёгких понижена, в результате чего нет возможности совершать полный выдох;
  • проблемы в движении верхней лицевой части;
  • обильное слюноотделение приводит к скоплению слюны в уголках рта.

Стадии развития заболевания

В медицине псевдобульбарная дизартрия условно подразделяется на три стадии:

  1. Легкая стадия проявляется незначительными нарушениями. Наблюдается небольшая смазанность произношения (особенно шипящих и рычащих звуков). Слух не нарушается. При написании слов некоторые буквы могут меняться местами.
  2. Средняя стадия заболевания встречается наиболее часто. Для неё характерным есть практически полное отсутствие движений мимических. Затрудняется пережевывание пищи в результате того, что язык плохо передвигается. Проблемным также есть и глотание. Разговор таких пациентов невнятный, при произношении слов могут пропускаться по несколько звуков, наблюдается разговор «в нос». При написании слов могут пропускаться даже гласные буквы.
  3. Тяжёлая стадия – анартрия. У пациента наблюдается полное отсутствие мимики в результате неподвижности мышц речевого аппарата. Нижняя челюсть постоянно отвисает, а язык всё время обездвижен. Речь у таких людей полностью отсутствует, лишь иногда могут вырываться нечленораздельные звуки. Данная степень сопровождается нарушением умственных способностей.

Формы болезни

В отечественной и зарубежной науке выделяются такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • спастическая;
  • паретическая;
  • смешанная;
  • стёртая.

Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

Спастический вариант

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется следующими симптомами:

  • гиперкинезия гортани (чрезмерное напряжение дыхательных мышц);
  • тонус мягкого нёба нарушен;
  • парез языка (спастический);
  • состояние напряжённости губной мышцы.

Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

Может наблюдаться артикуляции без единого звука. Часто в речевой мускулатуре длительное время отсутствует покой, происходят спазмы губы, появляется напряжённая улыбка. При данной форме заболевания имеют место проблемы с глотанием, сосанием.

Разобрать речь пациента сложно. Слова произносятся часто на вдохе и, таким образом, речь звучит от спазма до спазма. Голос слабый, иссякающий. Темп речи может быть и быстрый, но постоянного ритма нет.

Паретическая форма

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии наблюдается при гипотонии речевой и скелетной мускулатуры. Характеризуется форма паретичностью мышцы языка, губ, мягкого нёба. Заметна асинхронность артикуляции и дыхания.

Часто может наблюдаться обильное слюноотделение. При произношении отдельных звуков их качество может быть сохранено, но в общем потоке слов происходит смазанность звуков. Во время разговора голос тихий, монотонный, глухой, «в нос». При произношении отдельных звуков голос может быть ярким и звонким, но быстро иссякающим.

Иные размытые формы

Смешанная форма встречается на практике чаще всего. Особенностью её есть повышение тонуса одних групп мышц, с одновременным понижением других групп. Так, например, мышцы губ могут находиться в повышенном тонусе, а язык полностью распластан.

Стертая форма характеризуется маловыраженной симптоматикой.

Постановка диагноза

Для адекватной оценки состояния пациента необходим осмотр сразу у двух специалистов: невролог исследует общее состояние, а логопед изучает особенности артикуляционного аппарата.

При осмотре пациента врач использует специальный шпатель, при помощи которого прикасается к нёбу, губам, носу, подбородку, дёснам, языку, зубам. Согласно ответной реакции он может диагностировать степень, форму заболевания.

При помощи специально разработанных тестов специалист определит состояние двигательный нейронов, особенн6ости иннервации артикуляционной мускулатуры.

Врач назначает анализы крови (общий, биохимический), исследование спинномозговой жидкости. В случае если работа ведётся с ребёнком, возможен генетический анализ.

Благодаря использованию электроэнцефалографии специалист оценивает уровень проводимости структур головного мозга. Электромиография Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослыхпомогает определить уровень иннервации и активность мышечных волокон.

Электронейромиография используется для установления скоростных параметров прохождения импульса к ядрам нейронов, а далее – к соответствующим мышцам.

Для определения зон поражения нервных волокон и их визуализации может быть назначено МРТ.

Лечение причины нарушения и коррекция речи

Самая важная информация – это то, что псевдобульбарная дизартрия поддаётся корректировке, после определения специалистами (неврологом и логопедом) степени и формы патологии, назначается лечение.

Невролог назначает:

  • иглоукалывание (воздействуя на специфические точки, активизируются внутренние энергетические ресурсы);
  • массаж;
  • лечебную физкультуру (её основная цель – укрепление мышц лица);
  • физиопроцедуры (магнит, парафиновые аппликации, амплипульс, кварц, электрофорез);
  • медикаментозное лечение направлено на активацию работы головного мозга, улучшение проводимости импульсов нервов, нормализацию тонуса мышц, состояния нервной системы.

Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

  • мелкую моторику, которая крайне важна для развития речи, производит исправление недостатков благодаря выполнению ряда упражнений на развитие точности, ловкости, синхронности движений;
  • работает с речевым аппаратом: в ход занятия включаются упражнения, нормализующие тонус артикуляционных мышц, отрабатывается правильная фонация, вырабатывается артикуляционный уклад звуков. Благодаря этому уменьшается степень двигательных дефектов речевого аппарата;
  • занимается упражнениями над дыханием;
  • развивает навыки коммуникации: специалист помогает формировать грамматические навыки, развивает речь и помогает усваивать употребление слов в речи.

В лечении патологии немаловажную роль играет также лечение сопутствующих заболеваний (ДЦП, опухоли, менингит, инсульт и т.д.), а также поддержка со стороны родных и близких.

Все члены семьи должны быть посвящены в проблематику заболевания и знать методы лечения и программу, расписанную логопедом и неврологом. Это поможет им поддерживать пациента и не контролировать предложенный вариант лечения для достижения быстрого и качественного результата.

Лечение псевдобульбарной дизартрии может быть вполне эффективным:

Профилактические мероприятия

  • Учитывая, что в большинстве случаев причиной патологии есть воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы, то профилактикой является соблюдение правил охраны жизни и труда.
  • В случае с младенцами, родители должны обеспечить постоянный присмотр за крохой, для исключения получения травм.
  • Для избегания развития заболевания во время беременности и родов, следует отказаться от вредных привычек, избегать заражения инфекционными заболеваниями и регулярно ходить на консультации врача-гинеколога, у которого женщина стоит на учёте.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/psevdobulbarnaya-dizartriya.html

Понятие псевдобульбарной дизартрии у детей, проявления, современные методики диагностики и лечения

Псевдобульбарная разновидность дизартрии появляется у ребенка по причине пареза мускулатуры артикуляционного аппарата (щек, языка, гортани, губ). Чаще патология встречается у пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). У взрослых заболевание провоцирует ишемическое повреждение мозговой ткани.

Псевдобульбарная дизартрия у детей возникает после родовых травм, инфекций и других причин. Внешние проявления заболевания характеризуются нарушением глотания, сосания, изменением мимики, течением слюны и другими проявлениями.

Терапия болезни направлена на устранение причины пареза мимических и артикуляционных мышц, а также восстановление речевой функции.

Понятие псевдобульбарной дизартрии, разновидности, причины возникновения

Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

Псевдобульбарная дизартрия в детском возрасте – это патология, которая вызвана двухсторонним параличом артикуляционного аппарата по причине повреждения проводящих путей, подходящих к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Так как перекрест путей в головном мозге от этих ядер не полный, при одностороннем повреждении путей у пациента не наблюдается клиники псевдобульбарной дизартрии. Причинами заболевания могут быть травмы во время родовой деятельности, длительные гипоксические состояния на этапе вынашивания и родовспоможения, инфекционные поражения мозговой ткани.

Этиология болезни:

  • Гипоксические состояния – заболевание вызывает длительная гипоксия на всем протяжении вынашивания или в родах. Гипоксию во время вынашивания плода провоцируют отслойка плаценты, хронические заболевания матери (диабет, гипертония, гипотония и другие), повышенный тонус матки. Гипоксическое повреждение мозга во время родов часто вызвано очень длительными родами (более 12 часов), слабостью родовой деятельности, асфиксией, обвитием пуповины.
  • Травмы головы. Травмы дети часто получают в родах во время неправильного оказания пособия по родовспоможению: использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора, приема физического давления на живот акушером, излишней стимуляции родовой деятельности. Травмы на протяжении жизни возникают во время падений, ударов по голове, автомобильных аварий.
  • Внутриутробные инфекции и нейроинфекции (энцефалит, нейросифилис, туберкулез).
  • Дегенеративные процессы в мозговой ткани – лейкодистрофия, прогрессирующий надъядерный паралич.
  • Онкопатологии.

Псевдобульбарная разновидность дизартрии подразделяется на несколько видов в зависимости от степеней тяжести и форм патологии. Классификация заболевания имеет большое значение при постановке диагноза. В диагнозе обязательно пишут степень тяжести и форму болезни.

Читайте также:  Невроз, ВСД и панические атаки: почему появляются симптомы, какой врач лечит, витамины и гимнастика для профилактики

Степени тяжести патологии:

  • Легкая.
  • Средняя.
  • Тяжелая.

Псевдобульбарная дизартрия может также подразделяться на спастическую, стертую, паретическую, смешанную форму болезни. Спастическая форма отличается спазмом мускулатуры.

Паретическая разновидность проявляется парезом языка, щек, мимических мышц. Смешанная − имеет несколько признаков (спастической и паретической форм).

Стертая форма проявляется скрытым или неярко выраженным течением патологии.

Клинические проявления

Псевдобульбарная дизартрия имеет свои специфические проявления. У ребенка нарушается речевая функция, моторика, мимика. Отмечается течение слюны, нарушение глотательной функции и сосания. Во время питья пациент захлебывается, поперхивается из-за нарушенной иннервации гортани.

Легкая степень патологии проявляется слабовыраженным нарушением артикуляционной функции. Язык и губы двигаются медленно и недостаточно точно, поэтому у пациента отмечаются несильно выраженные отклонения жевания и глотания. Поперхивание наблюдается редко.

Воспроизведение речи замедлено, слова нечеткие, звуки в словах смазанные. Дети не способны четко произнести звуки «Ж», «Ш», «Р», «Ч», «Ц». Силы голоса для воспроизведения звонких звуков не хватает.

Ребенок не способен нормально выговаривать мягкие звуки по причине затруднения подъема спинки языка к небу.

У ребенка с легкой степенью патологии нарушается правильность письма. В написании слов наблюдается замена звука «Т» звуком «Д», звука «Ч» звуком «Ц» и так далее. Структура слова, грамматика и лексика у таких пациентов сохранена.

У больных со средней формой заболевания отсутствует мимика. Пациент не способен надуть щеки, вытянуть и плотно сомкнуть губы. Двигательная активность языка сильно ограничена.

У ребенка кончик языка не поднимается к небу, не поворачивается в стороны, не фиксируется в одном положении. Дети со средней степенью патологии говорят в нос.

У таких пациентов отмечается течение слюны, выраженное нарушение жевательной, глотательной функции.

Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

При дизартрии средней тяжести воспроизведение звуков сильно нарушено. Речь невнятная, тихая, губы двигаются медленно, тяжело. Гласные воспроизводятся путем носового выдоха.

Дети невнятно говорят звуки «А», «У», звуки «И» и «Ы» при произношении смешанные. Ребенок способен говорить звуки «П», «Т», «М», «Н», «К», «Х».

  Звуки «Ч», «Ц», «Р», «Л» затруднены и воспроизводятся на носовом выдохе с хлопающим сопровождением.

Сила выдоха незначительна. Звонкие согласные у пациентов во время речи заменяются глухими звуками. Речь больных непонятна для окружающих, поэтому они не хотят говорить. Пациенты не могут учиться в обычных школах. Таких больных направляют в специализированные школы коррекции.

Пациенты с тяжелой формой патологии отличаются практически полным повреждением артикуляционного аппарата. Лицо пациента похоже на маску, челюсть отвисает, рот всегда открыт. Язык не двигается и лежит на дне нижней челюсти. Движения губ сильно ограничены. Жевательная и глотательная функции затруднены.

Речевая функция у ребенка отсутствует. Есть только отдельные непонятные звуки. Обучение пациентов с тяжелой степенью дизартрии осуществляется в специальных учебных заведениях. При правильном подходе больные могут осваивать общеобразовательные предметы, но это требует длительной работы логопедов.

Диагностические мероприятия

Диагностические мероприятия включают консультацию узких специалистов и педиатра, логопедическое обследование, инструментальные и лабораторные методики исследования.

Ребенка направляют к узким специалистам: неврологу, травматологу, генетику, инфекционисту. Основным является осмотр невролога, который позволяет оценить неврологический статус.

Лабораторные методики исследования включают анализ на наличие нейроинфекций.

Больным с дизартрией показана магнитно-резонансная томография (МРТ). Она помогает оценить состояние мозга, выявить очаги дегенерации, опухоли, гематомы, травматические повреждения, зоны ишемии. При наличии противопоказаний к МРТ проводят компьютерную томографию. Ребенку для проверки церебральной гемодинамики назначают допплерографическое ультразвуковое обследование, дуплексное сканирование.

Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

Обследование у логопеда включает оценку состояния артикуляционного аппарата, устной и письменной речи, памяти. У больных логопед выявляет задержку речевого развития, фонетико-фонематические нарушения, общую недостаточность речевой функции. После оценки состояния логопед оформляет речевую карту, назначает коррекционные занятия.

Лечебные мероприятия

Лечение псевдобульбарной разновидности дизартрии направлено на устранение причин заболевания, а также восстановление речевой функции.

Пациента в зависимости от причин возникновения болезни может лечить невролог, нейрохирург, реабилитолог, логопед, психолог, специалист лечебной физкультуры, массажист.

Для устранения причины патологии возможно проведение хирургического лечения (удаление опухолей и гематом), антибактериальной и противовирусной терапии.

После устранения причины дизартрии назначается логопедическое лечение. Логопед проводит массаж мимических мышц, осуществляет постановку неправильно произносимых звуков. Специалист пытается увеличить эмоциональность мимики, учит ребенка плавным мимическим движениям.

Одновременно с коррекционными занятиями ребенку назначают лечебную физкультуру, массажные процедуры, рефлексотерапию, лечение при помощи тренажеров на компьютере. Активно проводят психологические беседы и тренинги. В восстановительный период детям показан прием ноотропных средств, нейропротекторов, витаминных комплексов.

Лечение нужно начинать как можно раньше. Шансы на излечение выше при своевременном обращении к доктору.

Псевдобульбарная дизартрия (спастическая, паретическая, смешанная, стертая) у детей и взрослых

Прогноз, профилактические мероприятия

Восстановление речевой функции у больных с псевдобульбарной дизартрией зависит от выраженности симптоматики, а также от причин, вызвавших патологию.

Когда лечение основного заболевания проведено успешно, то и логопедическая коррекция даст хороший эффект.

Если у ребенка детский церебральный паралич, то прогноз зависит от тяжести повреждения мозговых структур, квалификации невролога и логопеда.

Профилактика дизартрии включает планирование беременности, исключение контакта с инфекционными больными во время вынашивания плода, предупреждение травм в родах за счет качественного оказания пособия при родоразрешении.

Беременным пациенткам рекомендуется сразу вылечивать инфекционные и хронические заболевания. После рождения при выявлении симптоматики дизартрии родителям рекомендуется своевременно обращаться к доктору.

Предупредить осложнения псевдобульбарной дизартрии можно путем соблюдения всех рекомендаций докторов, в том числе логопеда.

Заключение

Псевдобульбарная дизартрия у ребенка затрудняет общее и речевое развитие, поэтому нужно своевременно обращаться к врачам и логопеду при выявлении даже незначительной задержки или дефектов речевой функции.

Своевременная помощь больным с нарушением речи позволяет восстановить речевую функцию, адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе.

Игнорировать патологию нельзя, так как это чревато осложнениями (нарушением развития, отсутствием адаптации в обществе).

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/psevdobulbarnaya-dizartriya-u-detej/

Что такое диагноз дизартрия и как с ним бороться

Дизартрия у детей – сложный диагноз, который ставится не только педиатром. Для диагностики требуется провести ряд мероприятий: собрать анамнез, провести исследования, пациента должен осмотреть невропатолог, провести консультацию логопед, психиатр. Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация — представлены ниже.

Бульбарная

Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:

  • родовая травма;
  • энцефалит;
  • интоксикация и многое другое.

Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.

Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.

Подкорковая

Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.

Мозжечковая

Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.

Корковая

Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:

  1. Нарушения в речи не могут быть замеченными окружающими, их может выявить только специалист. Данную форму заболевания по-другому еще называют стертой или дизартрическим компонентом.
  2. Окружающие уже замечают отклонения в речи, но она понятна.
  3. Четко заметна дефектность речи, только близкие понимают ее.
  4. Речь неясна или вовсе ее нет.

Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.

Причины

Чаще всего дизартрию диагностируют у детей с ДЦП (60-85%). В основе заболевания лежат те же причины: поражение ЦНС в утробе матери, во время родов или в ранний период жизни (до 2-х лет). Чтобы понять, что такое дизартрия, нужно изучить частые околородовые факторы, указывающие на заболевание:

  • токсикоз;
  • кислородное голодание плода;
  • несовместимость резус-фактора матери и плода;
  • хронические соматические заболевания беременной женщины;
  • осложнение и травмы в послеродовом периоде;
  • ядерная форма желтухи у новорожденного;
  • роды ранее 35 акушерской недели.

Уровень проявления заболевания зависит от тяжести двигательных реакций при ДЦП. В возрасте до 2-х лет может возникнуть дизартрия после перенесения других заболеваний.

Это менингит, гнойный отит среднего уха, гидроцефалия, черепно-мозговая травма, тяжелая форма обезвоживания организма. Возникнуть дизартрия может и у взрослых после инсульта, травмы головы, операции в области нейрохирургии, встречается при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, церебральным атеросклерозом.

Симптомы

Дизартрия это расстройство речи которое выражается в затрудненном движении артикулярного аппарата. Характерны признаки, которые заметны еще в раннем возрасте.

Читайте также:  Суставов колена, стопы, инструкция по применению, список лекарств, отзывы

Малыш позже сверстников держит голову (около 5-7 месяцев), навыки сидеть, ползать приобретаются в 8-11 месяцев. Первые навыки ходьбы появляются после 1,5 лет. Во младенчестве слабый сосательный рефлекс ведет к быстрой утомляемости.

Захват соска неправильный из-за слабости артикуляционных мышц.

Малыш позже установленной нормы начинает произносить звуки, слова (они однообразны, артикуляция слабая, невыраженная). Нет реакции на действия родителей (отсутствие улыбки, гуления, двигательной активности рук и ног, проявления чувства радости). Из более поздних симптомов дизартрии можно выделить следующие:

  1. Нечленораздельная речь.
  2. Нарушение ритма речи, дыхания, поэтому произносятся слова с разной интонацией и громкостью.
  3. Гнусавость.
  4. Слова произносятся по слогам, некоторые слоги проглатываются.

Повышенный тонус мышц речевого аппарата, в результате чего говорящий быстро устает. Или возникает гипотензия (вялые язык, губы, щеки, повышенное слюноотделение).

В дальнейшем такие отклонения в неврологии проявляются в слишком сильном или слабом захвате, действия нескоординированные.

Отмечаются нарушения в области зрительного и пространственного восприятия (неправильно определяется форма, размер предметов, их расположение).

Устные задания, физические упражнения, танцевальные, подражательные движения выполняются трудно, лепка из пластилина или глины тоже не удается. Неполноценно сформированы графо-моторные навыки (не получается правильно держать пишущий предмет, провести прямую, нарисовать фигуру).

Вторично при дизартрии нарушаются следующие компоненты речи: фонематика и фонетика, лексика, грамматика. Повышенный тонус лицевых мышц и речевого аппарата приводит к слабой артикуляции, появляются произвольные движения (тремор, миоклония). Отмечается небогатый словарный запас, амимичность, иногда встречается и отсутствие эмоций.

Дети с дизартрией не могут самостоятельно преодолеть возникшие трудности при произнесении звуков. Чтобы подобрать верную методику лечения, необходимо правильно диагностировать заболевание, возможные симптомы с проблемами произношения звуков связаны с другим расстройством.

По внешним проявлениям дизартрия может быть похожа на алалию. Но причины речевых расстройств различные. Если при алалии подвижность артикуляционных мышц не задета, то у детей с дизартрией наоборот, в первую очередь страдает речевой аппарат.

Симптомы стертой дизартрии

Дизартрия стертая это последствие поражения головного мозга. Произношение слабо нарушено, речевая патология заметна близким ребенка далеко не сразу. Выделяется следующая симптоматика при стертой форме дизартрии:

  1. Плохое произношение звуков в слове и фразе.
  2. Речь невнятна, невыразительна, размыта, смазана.
  3. Звуки заменяются и искажены.
  4. Нет навыков самообслуживания.
  5. Нарушена крупная моторика.
  6. Рот всегда открыт, так как мышцы челюсть вялые.

Если у родителей есть предположение о наличии такого заболевания, необходимо проконсультироваться у невропатолога. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста хорошо поддается коррекции.

Мелкая моторика у детей с дизартрией

Мелкая моторика — точные, скоординированные движения кистями и ступнями, пальцами. Существует прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и становлением речи, психического восприятия. У детей с дизартрией общая и мелкая моторика тела скована, тонкие действия даются с большим трудом.

Причина кроется в недостаточности двигательного отдела мозга, первые признаки которой дают о себе знать с младенчества. В раннем возрасте малыш не проявляет интерес к игрушкам над колыбелью, к предметам в руках у родителей. Этот интерес необходим для перехода к общению на основе совместных действий, для развития жестовой формы общения.

В последующий период развития индикатором дизартрии служит отсутствие предметных действий. Для дизартрии характерно отставание от сверстников в хватании, восприятии предметов. Пинцетный захват пальцами не появляется или дается с большим трудом. Манипуляции с игрушками неадекватны, либо характерны для нормально развивающихся детей более младшего возраста.

Неадекватные действия с предметами, неумение соотнести формы и размеры – явный индикатор диагноза дизартрия. Последовательность действий малыша не познавательна: большой мячик он пытается протолкнуть через маленькое отверстие, не понимает, как нанизывать кольца на пирамиду, в игрушку-сортер пытается поместить неподходящие фигурки.

Через сформированность движений пальцев стимулируется развитие речи детей.

Общая моторика тела может быть в норме, но, если развитие тонких и точных движений пальцев рук отстает, речевое развитие чаще всего задерживается.

Легче всего поддается коррекции отставание развития мелкой моторики при стертой форме дизартрии. Минимальные дизартрические расстройства очень распространены в практике логопедов и дефектологов.

Обратите внимание! Под влиянием коррекционно-воспитательной работы недостатки мелкой моторике при стертой форме дизартрии успешно корректируются и сглаживаются, особенно в младшие и средние дошкольные годы.

Способы коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией

Страдающих дизартрией детей часто называют неуклюжими – они не могут четко выполнять двигательные упражнения, стоять или прыгать на одной ноге. Развитие мелкой моторики должно проводиться задолго до школьного возраста, чтобы решить следующие задачи:

  • занятия благоприятно сказываются на общем интеллектуальном развитии малыша;
  • некоторые проблемы школьного обучения можно избежать, развивая навыки письма, изобразительные действия.

Сначала занятия носят пассивный характер – в младенческом периоде жизни кисти рук осторожно поглаживаются, пальчики массируются, сгибаются и разгибаются, соприкасаются друг с другом. По мере роста ребенка упражнения усложняются.

Развитие мелкой моторики при дизартрии

Начиная с первого года жизни показаны простейшие занятия логопедической ритмикой. В более позднем возрасте логоритмические упражнения усложняются. С 2-3 лет постепенно развивается ручная умелость, пальчиковая гимнастика выполняется от простых к более сложным движениям:

  1. Пальчики сжимаются в кулачок. Выполняются круговые движения от запястья по 5 раз попеременно в обе стороны.
  2. Пальчики с силой сжимаются в кулак и разжимаются 5 раз.
  3. Раскрываются ладони, пальчики выпрямляются. Большие пальчики отводятся в стороны, выполняют круговые движения по 5 раз влево и вправо.
  4. По пять раз сгибаются и разгибаются первые две фаланги пальцев.
  5. Выпрямить пальчики, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.
  6. Сгибается и разгибается каждый палец по отдельности, остальные пальчики должны быть сжаты в кулак. Ребенок сидит, уперевшись локтями в стол. Начинать с малого количества повторений, довести постепенно до 15 раз.
  7. По завершению гимнастики расслабить кисти рук, помахать ими и несколько раз энергично встряхнуть.

Материал к теме  Что такое аграфия: ее виды, формы и коррекция

Помимо специальной пальчиковой гимнастики простор возможных видов занятий неограничен, это и прополка грядок на огороде, и сбор ягод, перебирание крупы, чистка и нарезка овощей (не требующая острого ножа!). Важно привлекать ребенка к любой доступной для него деятельности. Систематическое разнообразие позволит набрать силу рук и улучшит дифференцированность движений.

Диагностика

Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.

Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата.

Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления).

Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.

Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.

Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.

Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Степени дизартрии

Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:

  • Первая– имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
  • Вторая– речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
  • Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
  • Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.

При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.

Источник: https://razvivayrech.ru/narusheniya-rechi/chto-takoe-diagnoz-dizartriya-i-kak-s-nim-borotsya

Псевдобульбарная дизартрия: формы, причины, симптомы, лечение. Псевдобульбарная дизартрия у детей

Характерная черта патологии – это иннервация мышц речевого аппарата. Далее это может сопровождаться замедлением и даже остановкой прохождения нервных импульсов к соответствующим мышцам или их частичный паралич.

Учитывая, что в большинстве случаев заболевание носит врождённый характер, причины его связаны с вынашиванием малыша и его появлением на свет:

  • резус-конфликт;
  • тяжёлые роды;
  • асфиксия при рождении;
  • беременность, осложнённая токсикозом, гипоксией, недоношенностью.

Также актуальными причинами для развития псевдобульбарной дизартрии являются:

  • менингит;
  • ДЦП;
  • интоксикация организма;
  • гидроцефалия;
  • гнойный отит;
  • двусторонний инфаркт мозга;
  • церебральная аутосомно-доминантная артериопатия;
  • инсульт;
  • энцефалит, вследствие которого поражается головной мозг;
  • травмы головы;
  • опухоли головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • нейросифилис;
  • церебральный атеросклероз;
  • олигофрения;
  • болезнь Паркинсона.

Возрастные особенности заболевания

Псевдобульбарная дизартрия ярко проявляется у детей разного возраста, причём, если вовремя обратиться за медицинской помощью, посредством правильной коррекции и лечебной работы высока вероятность того, что малыш будет нормально усваивать речь.

У детей при псевдобульбарной дизартрии наблюдаются следующие симптомы и проявления:

  • проблемы с сосательным рефлексом;
  • обильное слюновыделение;
  • подтекание молока во время кормления;
  • слабый крик младенца;
  • изменение моторики лица и организма;
  • рот ребёнка находится в открытом состоянии;
  • процесс глотания изменён;
  • ребёнок совершает медленные движения губами и языком, в результате чего речь его затягивается и звучит чересчур плавно;
  • артикуляционный аппарат двигается очень слабо, мимику различить сложно, разговор тихий и неразборчивый;
  • в результате того, что мышцы быстро утомляются, у маленького пациента обильно выделяется слюна, нереальным для ребёнка есть надувание щёк, вытягивание дудочкой губ, задерживание языка в поднятом состоянии;
  • ребёнок может держать рот прикрытым при полном отсутствии мимики.
Читайте также:  Препараты от артроза суставов с противовоспалительным действием

Симптоматика заболевания у взрослых схожа с детской, но имеет и свои особенности:

  • патологии речевой моторики;
  • невнятная речь;
  • нарушенное звукопроизношение;
  • замедленные движения в результате гипо-(гипер-)тонуса мышц;
  • ограниченность или невозможность совершения движений;
  • непроизвольные движения (тремор, гиперкинез);
  • артикуляционные движения не точны, что ведёт к повторению артикуляционных поз;
  • гипертонус мышц всего тела;
  • слабый и короткий выдох;
  • проблемы с координацией движений;
  • гипертонус мышц грудной клетки;
  • ёмкость лёгких понижена, в результате чего нет возможности совершать полный выдох;
  • проблемы в движении верхней лицевой части;
  • обильное слюноотделение приводит к скоплению слюны в уголках рта.

Стадии развития заболевания

В медицине псевдобульбарная дизартрия условно подразделяется на три стадии:

  1. Легкая стадия проявляется незначительными нарушениями. Наблюдается небольшая смазанность произношения (особенно шипящих и рычащих звуков). Слух не нарушается. При написании слов некоторые буквы могут меняться местами.
  2. Средняя стадия заболевания встречается наиболее часто. Для неё характерным есть практически полное отсутствие движений мимических. Затрудняется пережевывание пищи в результате того, что язык плохо передвигается. Проблемным также есть и глотание. Разговор таких пациентов невнятный, при произношении слов могут пропускаться по несколько звуков, наблюдается разговор «в нос». При написании слов могут пропускаться даже гласные буквы.
  3. Тяжёлая стадия – анартрия . У пациента наблюдается полное отсутствие мимики в результате неподвижности мышц речевого аппарата. Нижняя челюсть постоянно отвисает, а язык всё время обездвижен. Речь у таких людей полностью отсутствует, лишь иногда могут вырываться нечленораздельные звуки. Данная степень сопровождается нарушением умственных способностей.

Формы болезни

В отечественной и зарубежной науке выделяются такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • спастическая;
  • паретическая;
  • смешанная;
  • стёртая.

Спастический вариант

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии характеризуется следующими симптомами:

  • гиперкинезия гортани (чрезмерное напряжение дыхательных мышц);
  • тонус мягкого нёба нарушен;
  • парез языка (спастический);
  • состояние напряжённости губной мышцы.

В связи с такими особенностями речь пациента становится монотонной, артикуляционная поза удерживается с трудом.

Может наблюдаться артикуляции без единого звука. Часто в речевой мускулатуре длительное время отсутствует покой, происходят спазмы губы, появляется напряжённая улыбка. При данной форме заболевания имеют место проблемы с глотанием, сосанием.

Разобрать речь пациента сложно. Слова произносятся часто на вдохе и, таким образом, речь звучит от спазма до спазма. Голос слабый, иссякающий. Темп речи может быть и быстрый, но постоянного ритма нет.

Паретическая форма

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии наблюдается при гипотонии речевой и скелетной мускулатуры. Характеризуется форма паретичностью мышцы языка, губ, мягкого нёба. Заметна асинхронность артикуляции и дыхания.

Часто может наблюдаться обильное слюноотделение. При произношении отдельных звуков их качество может быть сохранено, но в общем потоке слов происходит смазанность звуков. Во время разговора голос тихий, монотонный, глухой, «в нос». При произношении отдельных звуков голос может быть ярким и звонким, но быстро иссякающим.

Иные размытые формы

Смешанная форма встречается на практике чаще всего. Особенностью её есть повышение тонуса одних групп мышц, с одновременным понижением других групп. Так, например, мышцы губ могут находиться в повышенном тонусе, а язык полностью распластан.

Стертая форма характеризуется маловыраженной симптоматикой.

Постановка диагноза

Для адекватной оценки состояния пациента необходим осмотр сразу у двух специалистов: невролог исследует общее состояние, а логопед изучает особенности артикуляционного аппарата.

При осмотре пациента врач использует специальный шпатель, при помощи которого прикасается к нёбу, губам, носу, подбородку, дёснам, языку, зубам. Согласно ответной реакции он может диагностировать степень, форму заболевания.

При помощи специально разработанных тестов специалист определит состояние двигательный нейронов, особенн6ости иннервации артикуляционной мускулатуры.

Врач назначает анализы крови (общий, биохимический), исследование спинномозговой жидкости. В случае если работа ведётся с ребёнком, возможен генетический анализ.

Благодаря использованию электроэнцефалографии специалист оценивает уровень проводимости структур головного мозга. Электромиография помогает определить уровень иннервации и активность мышечных волокон.

Электронейромиография используется для установления скоростных параметров прохождения импульса к ядрам нейронов, а далее – к соответствующим мышцам.

Для определения зон поражения нервных волокон и их визуализации может быть назначено МРТ.

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Дизартрия у взрослых: причины

У взрослых также может развиться дизартрия, причины возникновения различные:

  • Травма мозга.
  • Инсульт геморрагический или ишемический
  • Нейроинфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Демиелизирующие заболевания.
  • Сосудистая недостаточность.

В отличие от детей взрослые не теряют способность понимать чужую речь. В результате развития различных заболеваний или травмы у больного нарушается слаженная и одновременная работа нейромышечных систем. Развивается дизартрия.

В результате нарушения работы дыхательной системы происходит затихание голоса, нарушение артикуляции приводит к неразборчивости речи, поражение ЦНС нарушает двигательную активность различных групп мышц, в том числе артикуляционного аппарата.

В Юсуповской больнице лечение больных с нарушением речи проводят с помощью медикаментозной терапии, занятий ЛФК, занятий с логопедом, различных физиотерапевтических процедур. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

Лечение псевдобульбарной дизартрии

Как при лечении практически любого заболевания, таи и при псевдобульбарной дизартрии, первым этапом является устранение причины заболевания.

Возможно применение как медикаментозных методов, так и хирургических. Если причиной псевдобульбарной дизартрии послужила опухоль, гематома и т.п. – возникает необходимость в радикальном методе лечения и привлечении нейрохирурга. В случае инфекционной этиологии псевдобульбарной дизартрии – медикаментозная терапия антибактериальными, противовирусными и другими группами препаратов.

Лечение инсультов головного мозга зависит от его вида. При геморрагическом возникает необходимость в гемостатическом лечении, ишемический – требует немедленной тромболитической терапии. Но в любом случае, чем раньше диагностирован инсульт и начато лечение, тем благоприятней прогноз.

Лечение псевдобульбарной дизартрии комплексное, поэтому требует привлечения специалистов разных направлений для получения всесторонне положительного результата. Кроме невролога к лечению псевдобульбарной дизартрии подключаются логопед, реабилитолог, врач-физиотерапевт, нейрохирург и др.

Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии – достаточно длительное и энергозатратное занятие. Нередко возникает необходимость в привлечении психолога. Коррекция псевдобульбарной дизартрии проводится посредством выполнения дыхательных упражнений, гимнастики, рефлексотерапии, логопедического массажа, лечебной физкультуры и т.д.

Логопедический массаж при псевдобульбарной дизартрии – одна из наиболее действующих методик, так как его применение позволяет устранить гипертонус мышц, улучшается произношение слов, активизируется кислородный обмен и растут возможности функций артикуляции.

Массаж выполняется только по назначению врача. Длительность процедуры минимальна во время первого приема, но растет с последующим. Выполняет массаж при псевдобульбарной дизартрии только специалист при отсутствии противопоказаний.

Наилучшую эффективность показывает зондовый массаж.

Формированию артикуляционного праксиса при псевдобульбарной дизартрии способствует так же пальчиковая гимнастика, поскольку находится с ней в тесной связи. Для нормализации тонуса мышц при псевдобульбарной дизартрии рекомендованы так же общие физические упражнения и плаванье.

Все вышеперечисленные подходы применяются на фоне медикаментозной терапии витаминов, в частности группы В, ноотропных препаратов и т.п., так необходимо делать для достижения максимального результата и активации нервной системы при псевдобульбарной дизартрии.

Коррекция речи при псевдобульбарной дизартрии состоит в вычленении дефектных звуков, автоматизации их в слогах, а затем – в словах и предложениях. Так же ведется работа над правильной расстановкой ударений в словах, над интонацией и т.д. Занятия необходимо проводить регулярно. Курс может длиться и несколько лет.

Юсуповская больница в круглосуточном режиме работает для оказания помощи по мере необходимости. Пациенты с псевдобульбарной дизартрией могут пройти диагностику заболевания и начать лечение в любой момент.

Врачи занимаются коррекцией псевдобульбарной дизартрии достаточно продолжительное время и высокоэффективно. Комплексный подход, адаптированный для каждого конкретного пациента, разрабатывается в максимально короткие сроки.

В Юсуповской больнице работают специалисты разных профилей и, если возникает необходимость, их привлекают для диагностики и лечения в любое время. Оборудование больницы современное и качественное. Палаты обустроены максимально комфортно. Записаться на консультацию можно по телефону.

Во время индивидуального приема можно выяснить всю необходимую информацию, обсудить план обследования и дальнейшее лечение. Не стоит откладывать устранение псевдобульбарной дизартрии – решите проблему немедленно.

Симптомы

При псевдобульбарной дизартрии у человека будут наблюдаться характерные признаки патологии. Нельзя однозначно сказать, с какими проявлениями придётся столкнуться. Всё зависит от того, насколько тяжёлая форма болезни у человека. Можно рассмотреть примерный перечень симптомов, при возникновении которых необходимо будет незамедлительно обратиться к медицинскому специалисту.

Признаки псевдобульбарной дизартрии:

  • Человек начинает гнусавить, то есть, он произносит звуки «в нос».
  • Наблюдается напряжение языка, его тяжело поворачивать в ротовой полости. При этом мышечная атрофия данного органа отсутствует.
  • Темп речи становится аномально медленным, произношение слов тихое и неотчётливое. Пациент разговаривает так, будто он пытается выдавить из себя слова.
  • Разговор монотонный, связано это с общей малоподвижностью гортанных мышц. Человек не имеет возможности изменять высоту тона, за счёт чего речь могла бы быть эмоциональной.
  • Для того чтобы полностью закрыть рот, необходимо приложить усилия. Из-за этого можно наблюдать повышенное слюноотделение.
  • Могут присутствовать неожиданные проявления аффектного поведения. Например, человек начинает резко смеяться или плакать.
  • Понижается или полностью пропадает возможность управлять мимическими мышцами в области лица. Допустим, улыбка может выглядеть как оскал.

Источник: https://tuberkulezkin.ru/nevralgiya/psevdobulbarnaya-dizartriya-spasticheskaya-pareticheskaya-smeshannaya-stertaya-u-detej-i-vzroslyh.html

Ссылка на основную публикацию